Главная » Скачать/Читать » Методики обучения и раннего развития » Методики Никитиных » Радоваться успеху, но не захваливать
Корзина
Товаров: 0 шт
На сумму: 0 грн
изменить   оформить
Каталог

Радоваться успеху, но не захваливать

Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Так же и творчество -- это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда не появляется, и если иногда говорят: "Он сам интересуется", то только потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его "семя" и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то качество -- тем сильнее жаждет оно проявления. Посмотрите на сильного, тренированного гимнаста, на его движения, походку, жесты. Особенно, если у него дня 2 -- 3 не было тренировки. Мышцы его играют, каждое движение доставляет ему видимое удовольствие, тело просто просит движения. Оно тоскует без него. Он ощущает тот самый избыток сил, который ищет выхода, -- как в старых сказках у богатырей, "силушка по жилушкам поигрывает". Да что там богатыри! Зайдите в школу перед концом урока и понаблюдайте, как почти вместе со звонком вырываются из класса школьники, истомившиеся на уроке без движения. Как просит их молодое тело движения после противоестественного в этом возрасте неподвижного сидения за партой и каких усилии стоит учителям и дежурным удерживать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работы молодых тел. Так просит деятельности и творческий ум, и тем ощутимее, чем он развитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познать радость успеха, радость преодоления трудности -- и как можно раньше. Как же это сделать? Обычно говорят: "Обстановка действует", но обстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первую очередь взрослые и старшие, окружающие малыша. Вот картинка из старой книги, описывающая один из обычаев в Тверской губернии: "Когда ребенок первый раз станет на свои слабые ножки, то все, стар и млад, с особенным удовольствием кричат: "Дыбок, дыбок! Который Кузьке годок!" Ребенок смеется, старается передвинуть ножки, а если, потеряв равновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки". Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик на кубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построивший из кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливает кубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как только отпустит ручки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы и останавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет и повторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно и серьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает -- весело смеется: -- Поставила Люба кубик на кубик? Поставила! Умница! Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мама рассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры уже специально принесли Любе кубики и попросили построить "башню". И Любе удалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакали и хлопали в ладоши, а глядя на них, улыбалась Люба и тоже пробовала хлопать своими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь все больше. Итак, первое условие успеха -- улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание -- похвала не по заслугам -- может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше. -- Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка! Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление к постоянному совершенствованию -- очень важное условие творческой деятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчают задачу: они сами создают такую перспективу развития своими заданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалы вообще, а конкретной оценки действий ребенка: -- Ты сегодня быстро сложил узор -- быстрее, чем вчера. -- Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш не сошел с линеек (на тетради в клетку). -- Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нет двойных линий. К оценке важно привлекать и самого ребенка: -- Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? -- А что еще не совсем получилось? Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию, но... 

Отрывок из книги Б.П.Никитина "Интеллектуальные игры"

Читайте другие отрывки из книги Б.П.Никитина " Интеллектуальные игры "

С какой игры начать

Радоваться успеху, но не захваливать

Ни присыщения, ни принуждения

Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками?

Насильно мил не будешь, а запретный плот сладок

Сколько же новых игр давать сразу? Как их вводить?

Метод "ледокола", или шаг назад - два шага вперед

С помощбю сказки и без нее

Непринужденная обстановка

Когда игры себя исчерпают?

Отрывки из книги Б.П.Никитина " Интеллектуальные игры "

С какой игры начать

Радоваться успеху, но не захваливать

Ни присыщения, ни принуждения

Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками?

Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

Сколько же новых игр давать сразу? Как их вводить?

Метод "ледокола", или шаг назад - два шага вперед

С помощбю сказки и без нее

Непринужденная обстановка

Когда игры себя исчерпают?

Контакты

Кievstar (067) 235 74 00

МТС  (050) 701 61 43

Заказы принимаем:

On-line – круглосуточно

По телефону  пн-сб 10-20.00

Время работы офиса:

Пн-пт: 10-17.00

Сб, вс - выходные

Книжная полка

Методики